Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр Богословия.
15 февраля – праздник Сретения Господня. Слово Сретение многим теперь уже не понятно. У него корень «рет» как в знакомых нам словах встретить, обретать, и означает оно «встреча». Это просто калька с греческого «Hypapante» с тем же значением. О самом событии этой встречи кратко рассказывается в Евангелии от Луки (2, 22-40) .

Когда младенцу Иисусу исполнилось 40 дней, родители пришли с ним в Иерусалимский храм , чтобы поставить его перед Господом и принести положенную жертву. Здесь же по наитию оказались старец Симеон  и пророчица Анна , оба в преклонных годах, которые и возвестили о Божестве сорокодневного младенца.

В Ветхом завете, действительно, был закон, по которому женщина после рождения считалась нечистой 40 или 80 дней в зависимости от того, какой младенец родился, мужского или женского пола. В эти дни, называвшиеся днями очищения, она не могла приходить в храм, участвовать в богослужении и прикасаться к священным предметам (Лев. 12, 2-4). После этого срока семья являлась в храм и приносила очистительную жертву.

Состоятельные женщины покупали однолетнего ягненка и молодого голубя или горлицу. Бедная женщина жертвовала две горлицы  или, вместо них, двух молодых голубей (Лев. 12, 6-8) . Если младенец был первенцем, то над ним совершался обряд посвящения Богу (Исх. 13, 2). Обычно это происходило так. Священник принимал младенца на руки, и, обратившись к алтарю, возвышал или возносил ребенка, как бы посвящая его Богу.

Так было и с Девой Марией и старцем Иосифом, которые, как благочестивые потомки Давида, строго соблюдали предписания закона.

Интересен и порядок жертвоприношения птиц. Одну птицу закалывали, и кровь ее клали в новый глиняный сосуд. Потом оба крыла другой птицы обмакивали в кровь и отпускали её живой.

Христианские богословы в жертвенной традиции Израиля старались разглядеть символы Нового завета, и этот обряд тоже истолковывали как прообраз крестного подвига Христа.

«Два крыла, — говорит блаженный Феофилакт Болгарский (+1107), — означают две природы Христа – Божественную и Человеческую. Одна из них, человеческая, была заклана, а другая осталась живою.

Ибо природа Божественная пребыла бесстрастной, помазавшись кровью природы пострадавшей и восприняв страдание на себя. Кровь Господа принял в себя новый глиняный сосуд – новый народ из язычников, способный к принятию Нового завета».

Но почему же все — таки праздник назвали Сретением? Что за таинственная встреча произошла в Иерусалимском Храме?

Мне очень нравится объяснение, которое дал известный православный богослов протоиерей Сергий Булгаков (+1944):

«Встреча Господа должна была произойти в Храме. Ему должна была поклониться ветхозаветная церковь, которая вся только и жила ожиданием «грядущих благ» (Евр. 10, 1). Его должно было узнать ветхозаветное человечество, которое в лице своих пророков, патриархов, исповедников тысячелетиями всматривалось во тьму грядущих времен. Нужно было, чтобы Родившийся в вертепе был принят и признан человеческим родом, для спасения которого Он явился. И эта встреча совершилась!…

Среди избранного народа Божьего была уготована блаженная старость для встречи Господа. К сретению Господа был избран старец с пророческим даром. И он, встретив Богочеловека, взял Его на руки, — благословил и воскликнул:«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка!». Час его отшествия из мира пробил, его очи увидели ожидаемое спасение. Его прощальная песнь явилась богодухновенным исповеданием веры в Спасителя, впервые прозвучавшим на земле. Вместе с Симеоном встретила Господа и Анна пророчица, отходящая из мира, так же, как и вся ветхозаветная Церковь…Ветхозаветный мир совершил свое дело и устами Симеона изрек свое ныне отпускаешь…».

Отец Сергий видит в этой встрече глубокий мистический и исторический смысл. В явлении Богомладенца во храме исполняются и раскрываются все мессианские пророчества о Христе, Который становится доминантой всей истории мира. В его личности соединяются человечество и Божество, вечность вступает во время, а время проникает в вечность.

Праздник Сретения очень древний. О нем упоминают уже в 3-м, 4-м, и 5-м веках. Но тогда он совершался очень скромно.

А вот его торжественное празднование началось на Западе и Востоке в разное время и по разным поводам. Западные писатели приписывают установление праздника папе Геласию (+496) в 496 году или папе Григорию Великому (+604) в 600 году. Оба они хотели уничтожить языческий праздник луперкалий в честь древнеримского бога Луперка, покровителя стад и скота, который совершался в феврале и сопровождался разнузданными оргиями.

На христианском Востоке со Сретением связывали воспоминание о моровой язве в Константинополе в 544 году, когда в день умирало от пяти до десяти тысяч человек. Эпидемия прекратилась, когда в день праздника совершили крестный ход по городу и целую ночь молились о помиловании. Тогда же император Юстиниан (+565) и распорядился впредь праздновать Сретение более торжественно.

Ну, а в чем урок Сретения для каждого из нас? Думаю, важно было бы отметить для себя две важные мысли. Во — первых, Христос не выдумка или привидение, а явился миру истинно и непреложно, а во — вторых, в испытаниях и скорбях надо обратиться к Богу. Он всегда услышит, поможет и укрепит.

Источник: minds.by

16 августа
Успенский пост.     Прпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV-V). Прп. Антония…
15 августа
Успенский пост.     Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч.…
14 августа
Начало Успенского поста.     Происхождение (изнесение) честных древ…
13 августа
Заговенье на Успенский пост.     Предпразднство происхождения честных древ…