eb85f6ff092aa57c46d2084df30a43f4.jpg  В 5-е воскресенье Великого поста в Церкви вспоминают преподобную Марию Египетскую. Кто была эта женщина? Сохранилось ее житие. Его в начале 7-го века написал известный церковный писатель того времени Иерусалимский патриарх Софроний (+638). Она родилась в Египте. В 12 лет бросила родителей и переселилась в Александрию, огромный город, центр торговли, промышленности и образованности тогдашнего Средиземноморья.

Жизнь большого города была полна соблазнов, и Мария не устояла перед ними. Она предалась блуду, и по ее собственным словам целых 17 лет жила в разврате. Однажды в порту она увидела корабль, и узнала, что он плывет в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Терять ей было нечего, и она решила поплыть туда же. В Иерусалиме вместе со всеми паломниками она пошла в великолепный храм Воскресения Христова, и вот тут-то произошло нечто для нее абсолютно непонятное. Толпы людей входили внутрь, а ее как будто кто-то отталкивал и не давал дойти до дверей церкви.

«Отчаявшись, — говорит она, — я со стыдом встала в углу притвора и начала думать, какая вина не позволяет мне увидеть Крест Господень. И вдруг поняла, мерзость моих дел мешает мне войти в церковь. Тогда я стала горько плакать, бить себя в грудь и вздыхать от глубины сердца».

И тут, неожиданно для себя, Мария свободно и беспрепятственно вошла в храм, поклонилась Кресту и взмолилась о помощи к Пречистой Деве Богородице. Так совершилось ее обращение к Богу. Затем она ушла в Заиорданскую пустыню, где и провела оставшиеся 48 лет своей жизни. Там и умерла в 522 году. Трудно сказать, что мешало ей войти в храм. Скорее всего, пробудившаяся совесть, голос которой тогда для нее еще звучал как чужой.

Известна дата, с которой в Церкви начали всенародно совершать ее память. Это 691 год. А на богослужении до сих пор читают житие, так оно трогает и умиляет.

Но почему? Да потому, что показывает бездну любви Божией к человеку, которая так велика, что Бог не может силой принуждать свое творение прийти к Нему.

Вот и терпит Божественная воля блуждания, даже бунты человеческой воли, чтобы привести ее к свободному согласию. Один наш богослов как-то даже сравнил Бога с просящим подаяния любви нищим, ждущим у дверей души и никогда не дерзающего ее взломать.

И, тем не менее, божественная педагогика использует всякий повод и случай, чтобы побудить человека задуматься о Боге, вечности, реальности смерти и своей будущей судьбе.

А как она это делает?

Просто-напросто разрушает опоры нашего самолюбия. А их много и в теле, и в душе и во внешней жизни: роскошь, похотливость, праздность, сластолюбие, страсть к развлечениям, честолюбие, властолюбие, зажиточность, связи в обществе и другие.

Святитель Феофан Затворник (+1894) в немногих, но сильных словах описывает этот процесс разорения опор, на которых мы пытаемся утвердить свою жизнь. Вот как он говорит:
- «Кто угождает плоти, того божественный Промысл ввергает в болезни, и, ослабляя плоть, дает духу свободу и силу прийти в себя и отрезвиться.
- Кто прельщен своей красотой и обаянием, того лишает красоты и держит в постоянном изнеможении.
- Кто уповает на свою власть и силу, того подвергает рабству и унижению.
- Кто много полагается на богатство, у того оно отнимается.
- Кто высокоумничает, тот посрамляется как малосведущий.
- Кто опирается на прочность связей, у того они разрываются.
- Кто положился на прочность установившегося вокруг него порядка, у того он разоряется смертью людей или потерей нужных вещей.
- Если ты беспечен и надеешься на внешнее счастье, чем тебя можно отрезвить, как не скорбями и несчастьями.
- И не для того ли вся наша жизнь полна бедствий, чтобы она помогала намерению Божию держать нас в трезвенности».

Все эти способы разорения опор вызывают повороты жизни, которые действуют поразительно и спасительно, потому что бывают всегда неожиданными. Но самым сильным оказывается чувство опасности за жизнь.

Оно расслабляет все узы и убивает эгоизм в самом корне. Человек не знает куда деваться. Он остается сам с собой, чувствует свою слабость и немощь и начинает искать другую опору и постепенно находит ее в Боге. Ему хочется ближе узнать истину, и рука тянется к Слову Божию — Библии, Священному Писанию. И если он будет внимательно вчитываться в него, то найдет не только ответы на мучащие его вопросы, но и обретет внутренний мир и спокойствие.

Так уж устроено слово Божие, что действует сразу на всего человека, на весь его состав: тело, душу и дух.

Звук поражает слух, мысль занимает душу, а скрытая в слове энергия воздействует на дух.

Так, сокрушая опоры соблазнов и заблуждений, зовет нас к себе Бог.

Мария сразу же услышала этот зов, а вот мы всё медлим и медлим…
Престольный праздник…
4  февраля Православная Церковь чтит память…
Престольный праздник…
4  февраля Православная Церковь чтит память…
Престольный праздник
4  февраля Православная Церковь чтит память…
cqeyyraukhey@outlook.com