Большая часть Россиян считают себя православными (по данным ВЦИОМ), однако треть респондентов из числа православных даже не знакомы с содержанием Библии. Увы, после многих десятилетий религиозного вакуума, сознание людей заполняется стремительно несущемся потоком информации, в котором, как во время весеннего паводка, чистой воды не различишь. Нательный крестик, крашеные яйца, занятия Йогой, молитвы-заговоры на удачу, мебель, расставленная по Фен-шую, церковное пение, отчищающее карму - это далеко не полный перечень «религиозного» каламбура, который с готовностью исповедует современный человек.
Но, если мы – прихожане православных храмов думаем, что наше духовное здравие в относительной безопасности, мы так же рискуем потерять бдительность и, поддавшись вездесущей пропаганде, скатиться, до навязчивого экуменизма. Возможно силами приходских батюшек мы все-таки устоим на светлой стороне терминатора (линия светораздела. прим автора), но силами околоцерковных бабушек можем оказаться по уши увязнувшими в «православном язычестве». При чем к язычеству не будем причислять совсем уж фольклор и примитивные суеверия, к примеру, о свече, которую по народному преданию нельзя: передавать через плечо, зажигать с неправильного конца, беременной женщине ставить за упокой и многое, многое другое. «Ох, да-да», - с грустью вздохнут одни прихожане православных храмов. «Маловеры» - огорчатся другие. И все вместе, практически рука об руку отправятся в крестовый поход на малограмотных братьев во Христе, вооружившись при этом увесистым молитвословом на всякую потребу, с которым можно и змей заговаривать и тучи разгонять и много еще к чему приложить железобетонный рычаг молитвы. Увы, в таком случае молитва будет выполнять роль заклинания, и мы станем походить на фанатичных факиров. Против засилья невежества можно выставить только одно эффективное оружие – знания. Только не те сакральные знания, передающиеся из уст в уста и нередко из-под полы, а знание истории православия, догматических основ нашей веры и святоотеческого предания.
Совсем скоро мы будем праздновать один из двунадесятых праздников – «Преображение Господне», а большинство наших знакомых отметят «Яблочный Спас». И в подтверждение тому всезнающий Google на запрос «яблочный спас» ехидно выдал результат 438 000 страниц, в то время как «Преображение Господне» упоминается всего на 380 000 страницах. Разница не критичная, но вполне тенденциозная. Но прежде чем вздохнуть и по этому поводу хорошо бы присмотреться к себе, а мы действительно знаем и понимаем суть и значение этого праздника. Вот несколько вопросов для оценки собственных знаний:
Когда, согласно евангельским событиям, произошло Преображение Господа нашего?
Кто из апостолов был со Христом на горе Фавор?
Почему священники в этот день служат в белом облачении?
Почему мы освящаем яблоки в этот день?
Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий в своей проповеди на Преображение Господа нашего обратился к своей пастве так: «Дерзновенно просим, чтобы и в нас воссиял этот божественный вечный присносущный свет, чтобы и нам, грешным и недостойным, сиять пред безбожным миром этим божественным светом – молитвами Богородицы просим. Велика и могущественна молитва Богородицы, но если сами не проявим всего усердия к тому, о чем просим Бога, то не можем все надежды возложить только на молитвы Пресвятой Богородицы, ибо для того, чтобы воссиял в нас свет Христов присносущный, нам надо избавиться от тьмы». Проповедь святителя Луки была много глубже и глобальнее того контекста, в который вплетена незначительная ее часть. Однако суть фразы предельно ясна и не требует пояснений. Если мы не хотим угодить в те информационные ловушки, любезно расставленные властителем мира сего и рассчитанные на нашу малограмотность и лень к изучению Православия, если хотим помочь нашим близким отличить Преображение Господне от Яблочного Спаса нам необходимо избавиться от тьмы собственного невежества с помощью действительных знаний истории православия, догматических основ нашей веры и святоотеческого предания.
Любовь Шубина
Престольный праздник…
4 февраля Православная Церковь чтит память…
Престольный праздник…
4 февраля Православная Церковь чтит память…
Престольный праздник
4 февраля Православная Церковь чтит память…