
Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. Об этом упоминается в постановлениях апостольских: "После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти".
Конечно, суть поста не в еде, потому что это не диета. Главное – стремиться всем своим существом обратиться к Богу, к горнему, и отойти от земного, дольнего, преходящего. Первая ассоциация с постом – еда. Да, конечно. Потому что именно с борьбы с чревоугодием подвижники советовали начинать борьбу со страстями. Особое пристрастие к еде – это как основа, на которой утверждаются все остальные пороки (это заметили еще античные философы). Поэтому самый лучший способ борьбы – избавиться от корня, причины. «Первой нам надо попрать похоть чревоугодия, – и ум свой утончит не только постами, но и бдениями, а также чтением и непрестанным сокрушением сердца», – писал Прп. Иоанн Кассиан Римлянин.
Постное «меню» – это способ борьбы с грехом, но никак не цель. Другая важная составляющая поста – исповедь и причастие. В этих таинствах человек очищает свою душу от грехов и получает от Бога силу для борьбы с пороками.
Петров пост считается нестрогим – постящимся разрешается есть пищу с растительным маслом и рыбу во все дни, за исключением среды и пятницы.