690x459.jpg19 августа – праздник Преображения Господня. Его очень любят в народе. Около храмов обычно собираются огромные толпы людей. Все приходят освящать фрукты, а некоторые до этого дня вообще не едят плоды нового урожая. Сам же праздник посвящен евангельскому событию, о котором рассказывают три Евангелиста – Матфей (17, 1-13), Марк (9, 2-13) и Лука (9, 28-36).

Кратко их описание выглядит так:
Как-то Господь взошел с избранными учениками Петром, Иаковом и Иоанном на высокую гору и преобразился перед ними. Во время молитвы Его лицо просияло как солнце, одежда просветлела и стала бела как свет.

Евангелисты не указывают, что это была за гора. Молчат об этом и древние комментаторы св. Иларий Пиктавийский (+ 367), св. Иоанн Златоуст (+407), Евфимий Зигабен (+1118). Но кое-где у Оригена (+254), св. Кирилла Иерусалимского (+386) и блаженного Иеронима (+420) все-таки, можно прочитать, что это была гора Фавор. Уже в шестом и седьмом веках Фавор был местом оживленного паломничества, Сохранились свидетельства, что в то время на вершине горы стояли три церкви. Они были круглые и заросшие цветами и травой.

Но даже не так важно, где это происходило. Гораздо важнее разобраться, что такое тот таинственный Свет, о котором говорится в Евангелии. Обычно объясняют так. Свет или озарение – видимый признак Божества, Его «лучи», творческие силы, пронизывающие мир. Именно в них Бог открывает Себя. Слабой аналогией этого божественного света, его тусклым подобием может быть наш земной свет. Только свет, который апостолы видели на Фаворе, существует вне времени и пространства и независимо от нашего сознания. Сам по себе он неизменен, но с момента Воплощения сосредоточился в теле Христовом, в котором обитала вся полнота Божества.

«Свет Господнего Преображения, — думает св. Григорий Палама (+1359), — не появляется, не исчезает и не ограничивается. Он не поддается внешним чувствам, хотя апостолы и видели его телесными глазами. Но очень недолго, и то только после того, как силой Божией перешли от плоти к духу. И этого несказанного света они увидели столько, сколько им даровала Божественная сила». Он с трепетом называет его Божественной славой, Царством Божиим, красотой, благодатью и сиянием.

Получается, что преображение на самом деле было откровением Божества Иисуса, которое явилось апостолам как свет. Он «приоткрыл, насколько Ему было угодно, свое Божество и показал обитающего в Нем Бога». «Для Христа, — говорит наш известный богослов В. Н. Лосский (+1956), — в этот момент никакого изменения не произошло, но изменение произошло в сознании апостолов, получивших на некоторое время способность видеть своего учителя таким, каким он был, блистающим в предвечном свете Своего Божества. Это было для апостолов выходом из истории, восприятием вечных реальностей».

Значит, преобразился не Христос, а апостолы, они получили способность созерцать таинственный божественный свет, и более того, сами стали световидными.

Преп. Ефрем Сирин (+373) яркими мазками описывает, как изливался этот дивный свет: «Одежды Свои Он показал белыми, как свет, потому что из всего Его тела истекала слава Его Божества, и во всех Его членах сиял Его свет. Не как у Моисея, не одна внешность Его плоти просияла благолепием, но из Него изливалась слава, из Него исходил свет и в Нем сосредотачивался, не переходил от Него на что-либо другое, оставляя Его, и не со стороны приходил к Нему, чтобы украсить Его, ибо это был Его собственный свет.

Праздник Преображения древний, только вначале праздновался не везде. Но уже в 4-м веке мать Константина Великого (+337) царица Елена (+327) построила на горе Фавор храм в честь Преображения, разрушенный в 13 веке арабским полководцем Саладином. А к 8 веку на христианском Востоке Преображение распространяется повсеместно.

Ну, а все-таки, почему на Преображение освящают плоды? Наши деды и прадеды рассуждали так. Для того, чтобы помнить, Кто является Подателем урожая и благодарить Его, всё посвящать Богу, как Его собственность и всё употреблять с мыслью о Нем. Кроме того, церковное правило предохраняет от болезней, которые могут возникнуть от употребления незрелых плодов. Поэтому своим благословением Церковь как бы говорит: «Вот теперь пришло время, и всё будет только на пользу!».
Протоиерей Владимир БАШКИРОВ.
Минская духовная семинария
 
30 сентября
Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137). Мцц. Феодотии (ок. 230) и Агафоклии.…
29 сентября
Вмц. Евфимии всехвальной (304). Мц. Севастианы (ок. 86-96). Перенесение мощей прав. Алексия…
28 сентября
Попразднство Воздвижения Креста Господня. Вмч. Никиты (ок. 372). Обретение мощей свт. Акакия…
27 сентября
Строгий пост.  Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Преставление свт. Иоанна Златоуста…