Благовещение.jpeg
Прот. Владимир Башкиров
7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Слово это славянское, с греческого «Evangellismos», что у греков означало одновременно проповедь Евангелия, явление Архангела Гавриила, благую весть Марии Деве и праздник Благовещения.

   О явлении Ангела Марии говорится в первой главе Евангелия от Луки (Лк. 1, 26-38). Я не буду пересказывать, лучше взять в руки Новый Завет и самим прочитать. Выделю только два момента. В ответ на слова ангела: «Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь имя Ему Иисус», Дева смущенно спрашивает: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел отвечает Ей: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». 
   И тогда Она произносит удивительные слова: «Се, раба Господня, да будет Мне по глаголу Твоему». 
   Наверное, вы уже сами заметили странное обстоятельство. Бог через Архангела Гавриила как бы испрашивает согласия Девы на рождение от Неё Сына Божия. Он как будто ждет свободного ответа на Свой призыв. 
   Так оно и есть. Именно эта мысль больше всего занимает св. Николая Кавасилу (+1371) в его проповеди на Благовещение: 
«Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, Без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих Трех Лиц Святой Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле». 
   Но Пресвятая Дева одна из людей, Она – потомок Адама и потому в Её лице как бы все человечество дает согласие на то, чтобы Слово стало плотию и обитало среди людей. Отцы Церкви любили говорить: «Если единая воля Бога создала человека, то спасти его она не может без содействия воли человеческой». В этом–то и смысл Её кроткого слова: «Се, раба Господня». 
Но почему была избрана именно Мария? 
     Св. Димитрий Ростовский (+1709), тонкий знаток Священного Писания, отвечает так: 
   «Можно задать себе вопрос, почему Слово Божие медлило сойти на землю и воплотиться, чтобы спасти падшее человечество. Но до половины шестого тысячелетия после греха Адама не находилось на земле Девы чистой не только телом, но и духом. Была только Одна такая, единственная по Своей чистоте, духовной и телесной, достойная стать Церковью и храмом Духа Святого». 
    А святитель Филарет Московский (+1867) объясняет этот выбор действием Промысла Божия: 
   «Тайное действие Провидения искало и уготовляло в роде человеческом благословенную в женах, которая могла бы своею чистотою привлечь, принять, вместить и удержать Божественную молнию, и, не быв опаленной огнем Божества, через себя усвоить всему человечеству благословение Христово». 
   Но как в Благовещении могло произойти зачатие Сына Божия и что надо понимать под таинственной силой Божией, о которой говорит Марии ангел? 
   Преп. Иоанн Дамаскин приводит такое мнение: «Зачатие совершилось через слух. И Слово Божие соединилось с плотию через ум, который является посредником между чистотою Божества и грубостью плоти». 
   А знатоки греческого языка давно заметили, что в греческом тексте слово Pneuma (Дух) в 35-м стихе стоит без артикля. Обычно так обозначалось понятие Божества вообще, Божественная творческая сила. 
   «Сила Всевышнего, — поясняет Феофилакт Болгарский, — Дух Божий осенит Тебя, окружит Тебя со всех сторон. Ибо как птица осеняет совершенно своих птенцов, накрывая их своими крыльями, так сила Божия объяла Святую Деву совершенно, это и значит осенить». 
   Интересна и еще одна параллель, известная в церковной письменности со второго века и связанная с именами Иустина Философа (+ок.165) и Иринея Лионского (+ок. 202). Это -противопоставление «двух дев» Евы и Марии. Преслушанием первой Евы в человечество вошла смерть, послушанием «второй Евы» — Девы Марии — Бог стал человеком и вошел в потомство Адама. 
   Эта мысль становится со временем общей. Мне нравится, как точно её выразил св. Зенон Веронский (+372): 
 «Через уши диавол льстиво вкрался в Еву, уязвил и погубил её. Через уши Сын Божий вселился в Марию, и, рождаясь от Девы, исцелил раны Евы и изгнал из человеческого сердца грех. Итак, через слух и падение, и спасение». 
  Праздник Благовещения – древний. Он появляется сначала в Константинополе и в Малой Азии и с 4 до 8 века постепенно распространяется по всему христианскому миру. 
    Пытались в древности объяснить и дату праздника. 
  Её связывали обычно с праздником Рождества Христова- 25 декабря по юлианскому календарю. И тогда 25 марта/7апреля само собой является днем зачатия, потому что от него до дня рождения Христа ровно 9 месяцев. Но некоторые древние писатели, например    Антиохийский епископ VI века Анастасий, искали аналогии с творением человека и вот как думали: 
  «Сотворение человека было в 25 день марта, потому и Гавриил в этот день был послан благовестить Деве нетленное от Неё воплощение Спасителя и предвозвестить Ей через Неё спасение человечества. Ибо прилично, чтобы согрешивший и воссоздан был в такое же время, в какое был создан». 
   Праздник Благовещения всегда очень почитался как один из самых больших. Считалось грехом заниматься даже легкой работой. 
   Забавно, что его уважали даже воры. Они верили, что если украсть накануне Благовещения, то целый год будет успех в воровстве. 
    И до сих пор в народе очень любят этот день. Найдите время и тоже зайдите в храм! 


Престольный праздник…
4  февраля Православная Церковь чтит память…
Престольный праздник…
4  февраля Православная Церковь чтит память…
Престольный праздник
4  февраля Православная Церковь чтит память…
cqeyyraukhey@outlook.com