1.jpgВо имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Всем известно повествование об этом чудесном событии, и потому я не буду вновь на нем останавливаться. Постараемся лучше вникнуть в смысл и значение сегодняшнего праздника.В наше время широко распространилось такое мнение, будто бы все в мире подчинено каким-то неумолимым законам. В России это мнение получило распространение в связи с недавним господством марксистской идеологии, доктрина которой состоит в том, что человеческое общество подчинено неким законам, неуклонно ведущим его к определенным результатам, вне зависимости от деятельности отдельного человека. Различные философы и ученые (неважно, как они сами себя называют) приписывают некое неумолимое движение и природе.
Например, знаменитый английский ученый XIX века Чарльз Дарвин развил теорию эволюционизма. Он полагал, будто господствовавший в природе стихийный, можно сказать зверский, закон борьбы за существование неуклонно вел к возникновению столь развитых существ, как люди. Утверждают также, будто неумолимые законы действуют не только в неодушевленной природе, но и в самой психике человека. Об этом говорят так называемые психоаналитики, последователи выдающегося ученого нашего времени Зигмунда Фрейда. Они считают, что внутренним миром человека руководят некие законы, которым человек волей-неволей вынужден подчиняться. В своих рассуждениях они употребляют слово «психика», непонятное для большинства людей, которое происходит от греческого «психэ», что значит «душа». Эти люди подменяют истинное понятие о человеческой душе ложным.

Итак, мы видим, что в наше время древнее языческое учение о неумолимой судьбе, которую греки называли роком, а римляне — фатумом, под новым видом завоевало умы почти всех людей. И мы, православные христиане, имеющие совсем иную веру и убеждения, тем не менее, поневоле также попадаем под влияние окружающей нас умственной атмосферы. Мы воспринимаем общепринятые понятия как подлинные, как некий здравый смысл, и тоже начинаем приписывать все события человеческой истории действию неких неумолимых законов, понятных или непонятных, раскрытых или нераскрытых, которые, однако, делают из человека песчинку, носимую какими-то стихиями.

Но не этому учит нас Божественное Откровение. Если мы посмотрим на событие Рождества Пресвятой Богородицы, то увидим, что вопреки распространенному ныне мнению, умаляющему значимость отдельного человека, рождение Пресвятой Девы и вся ее жизнь имели важнейшее значение для спасения человеческого рода, для судьбы всего человечества. По крайней мере, для спасения тех людей, которые захотят с верой обратиться к Господу Иисусу Христу, рожденному Пресвятой Девой Марией. Вспомним теперь учение Святой Церкви о сотворении мира. Рассуждая об этом, мы должны будем направить свой ум в такие глубины, которые непостижимы для человеческого разума, а потому и употребляемые нами слова будут весьма условны. Однако, говоря о Боге, мы вынуждены употреблять наиболее подходящие слова и прилагать их к Тому, Кто безграничен и непостижим, чтобы нам можно было хотя бы приблизиться к тому, что превосходит наш разум.

Некогда было такое время, когда существовал единственно Бог. Слова «существовал» и «время» здесь не совсем уместны, ибо и самого времени (представляющего собой условие существования видимого творения) не было, и «существование» относится скорее к тому, что сотворено, чем к тому, что безначально и вечно. Правильнее даже было бы сказать не «вечно», а «предвечно», каковым является бытие Божие. Когда Пресвятая Троица, Непостижимый, Неисследимый, Бесконечный, Всемогущий и Благий Бог пребывал в таком блаженном, непонятном для нас, существ ограниченных, состоянии и наслаждался безграничной благостью Своего бытия, тогда, будучи Всеблагим, Он измыслил сотворить существа, которые могли бы наслаждаться Его благостью. Слово «измыслил» тоже не вполне уместно, ибо в Божественном уме это желание пребывало предвечно, в Боге не может быть никакого изменения. Существам, для которых характерно неведение, которые ограничены в своем знании, свойственно от незнания через размышление приходить к решению. Бог же, как Существо всеведущее, всегда обладал совершенным знанием, или, правильнее сказать, всеведением. Все рассуждения о том, давно ли Бог сотворил мир и почему именно тогда, а не раньше, неприложимы к бытию Божию, как и сами слова «давно» и «раньше». Постичь это невозможно человеческому разуму.

Когда Бог размышлял о сотворении мира, о сотворении тех существ, которые могли бы наслаждаться Его бесконечной благостью, Он уже предвидел, что многие из сотворенных Им существ отпадут от этой благости, воспротивятся всеблагому о них Промыслу Божию. Поэтому нужно было, говоря человеческим языком, предусмотреть и выход из этого страшного положения, то есть сотворить существа, которые, если и падут, то будут восстановлены в своем прежнем состоянии, — сотворить людей. И Божественное Предведение еще прежде сотворения всего мира знало того, через кого свершится возвращение человеческого рода после его падения к его прежнему блаженному состоянию, — Пресвятую Деву Марию. Ограниченному человеческому уму, наверное, даже и небезопасно рассуждать о таких вещах, как Божественное Предведение, ибо напряжение человека, когда он пытается постичь столь великие тайны, может превзойти его силы.

Рассмотрев факты истории, мы можем убедиться в том, что кроме Пресвятой Девы Марии не было другого человека, который был бы способен осуществить волю Божию о спасении человечества. Отсюда мы должны сделать вывод о ложности современного здравого смысла, утверждающего, что мир и даже внутренняя жизнь человека движимы какими-то неумолимыми законами. Иногда и великие вещи зависят от самих людей. Не говоря о государственных деятелях и вождях народов, которые совершали необыкновенные завоевания, изменявшие судьбы мира, мы скажем о самом важном, о том, что является единственно важным для всякого человека, — о деле спасения человечества. Мы знаем, что святые пророки Израиля, хотя они возвещали волю Божию в каком-то малом, может быть, неизвестном до времени месте земли, были избранниками Божиими и без них не могло совершиться постепенное возвращение человека к Богу. Пресвятая Дева Мария стала как бы венцом этого постепенного созревания человечества в лице богоизбранного народа. Если бы Ее не было, то не явился бы в мир Христос Спаситель и не совершилось бы наше спасение.

Поэтому мы должны отбросить современное мнение о том, что некие бездушные законы (рок, судьба или фатум) управляют всем миром, человечеством и отдельными людьми. Каждый из нас свободен, и от него самого зависит весьма многое, а от некоторых людей зависят даже судьбы человечества, как от Божией Матери — спасение человеческого рода. Мы не должны оправдываться обстоятельствами, но должны всегда помнить о своей свободе и распоряжаться ею так, чтобы спасти свою душу, а по возможности хотя бы немного посодействовать и спасению других людей.

В сегодняшнем евангельском чтении говорится о женщине, которая обратилась к Господу и, «возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (ст. 27). Она, может быть, до конца не понимая, что перед ней Сын Божий, прославила Ту, Которая родила столь необыкновенного Человека. Господь же ответил ей: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (ст. 28). Мы должны воспользоваться своей свободой так, чтобы до некоторой степени уподобиться Божией Матери, то есть воспринять Слово Божие — Божественную проповедь, подобно тому как Она носила в Себе ипостасное Слово Божие, бесконечное и бессмертное. Как Пресвятая Дева послужила спасению всего человечества, так и мы должны послужить хотя бы своему собственному спасению. Спасаясь сами, мы в то же время естественным образом не можем не спасать и тех людей, которые нас окружают. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи мирный дух — и вокруг тебя спасутся тысячи». Если мы, как будто бы эгоистично заботясь о спасении только своей души, подвизаясь, как кажется, лишь ради себя, приобретем душевный мир, то поневоле распространим вокруг себя атмосферу, которая привлечет к нашему образу жизни многих людей, и таким образом мы послужим и их спасению.

Человеческая душа бесконечно свободна. Пренебрежем же распространенными представлениями о неумолимых и непреодолимых обстоятельствах. Воспользуемся своей свободой так, чтобы подражать Божией Матери и сделать все для своего спасения, и никогда не будем оправдываться тем, будто что-то от нас не зависит. Аминь.

21 сентября 2002 года
Евангельские поучения, игумен Авраам (Рейдман).
shutova.iria@yandex.ru
30 апреля
Седмица 4-я по Пасхе. Глас 3. Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров,…
29 апреля
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленом. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Прав. Тавифы (I). Мч. Леонида и мцц.…
28 апреля
Седмица 3-я по Пасхе.  Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68).…